Гудок № 46 (26655)
Светлана Назарчук

Станция Тында переживает второе рождение. Для всей страны Байкало-Амурская магистраль – это рельсы, уложенные в глухой тайге на краю света, а вместе с этим это сотни тысяч людей, которые своими судьбами написали историю великой стройки. Этим репортажем «Гудок» открывает серию публикаций, посвящённых современной жизни «опорных точек» БАМа – городов, на которых держится магистраль. Сегодня речь пойдёт о крупнейшем городе БАМа – Тынде.

БАМ – это навсегда

Машинист Эскендер Ибрагимов в этом году отметит 40 лет работы на БАМе. Почётный железнодорожник водит пассажирские поезда и каждую неделю встречает ветеранов, которые заработали северную пенсию и в предвкушении новой жизни уезжают в Центральную Россию. Среди пассажиров его поездов есть и те, кто, наоборот, приезжает на БАМ с разных уголков страны. Это молодые строители и железнодорожники, которые решили испытать себя на прочность в Сибири.

В них Эскендер Зубеирович видит себя. В 1979 году 29 октября – в день рождения комсомола – он приехал из Узбекистана на БАМ в составе первого Всесоюзного отряда молодых железнодорожников. 24-летний помощник машиниста быстро освоился на новом месте. В депо Эскендер Ибрагимов – один из лучших машинистов, его называют живой легендой магистрали. Ему довелось вести поезда с лидером Северной Кореи, министрами и президентом ОАО «РЖД», а в 1996 году кабину тепловоза инспектировал сам министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев. Он задал несколько вопросов, прошёлся по дизельному отделению и тут же дал распоряжение присвоить Эскендеру первый класс машиниста тепловоза без сдачи экзаменов за образцовое содержание локомотива и отличное знание ПТЭ. За профессионализм и преданность профессии машинист получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Тында стала для него родным домом, и если многие ехали сюда на три года ради того, чтобы заработать на машину, то у него другая история – молодому парню с юга хотелось проверить себя на стойкость и научиться работать в суровых условиях. Этот экзамен он сдал на отлично.

– Когда попадаю в большие города, то не очень комфортно себя там чувствую, не хватает бамовских просторов. 40 лет вожу поезда по одним и тем же маршрутам и каждый раз не перестаю любоваться пейзажами из кабины машиниста. Какие у нас горы, реки, леса… Я не живу мечтой переехать из Тынды в другое место, для меня на первом месте семья и работа. Моя мечта – как можно дольше поработать, железная дорога не даёт мне стареть, – делится ветеран БАМа.

В Тынде живёт дочь Эскендера Ибрагимова Эльвира Распопова. Она работает ведущим инженером по охране труда на производственном участке Тында-

Северная Байкало-Амурской дирекции по ремонту тягового и подвижного состава. Старший сын Эльвиры Руслан пошёл по стопам деда, парень учится в Байкало-Амурском институте железнодорожного транспорта. Студент знает устройство тепловоза не по учебникам, в детстве он часто ездил в поездки и учился у своего деда мастерству управления локомотивом.

– Где бы я ни была, всегда с радостью возвращаюсь домой. Особенно когда поезд выходит из-за поворота и открывается из окна вагона панорама Тынды, у меня начинает стучать сердце. В этом городе я родилась, здесь родились мои дети. Город наш небольшой, но жить в нём комфортно, потому что рядом школы, детские сады, мало времени уходит на дорогу на работу, – рассказывает Эльвира Распопова.

Многолетнее сотрудничество

Многие позицию Эльвиры не разделяют и уезжают из Тынды. За последние 25 лет город стал в два раза меньше. Если в 1991 году население составляло 65 тыс., то теперь всего 33 тыс. Основной причиной оттока жителей стало закрытие многих строительных организаций, которые не смогли пережить 90-е годы. Сейчас ситуация меняется. Модернизация Восточного полигона носит мультипликативный эффект, есть работа у строителей и железнодорожников, будет будущее и у Тынды. Уже много лет в городе наблюдается естественный прирост населения за счёт превышения рождаемости над смертностью. А по количеству созданных семей Тында всегда была в лидерах Амурской области.

Компании «РЖД» и «Бамстроймеханизация» (входит в Группу компаний 1520) многие годы работают в тандеме. Сначала на строительстве БАМа, а теперь на его эксплуатации. Как и дети железнодорожников, многие с рождения выбирают для себя профессию транспортных строителей. Среди таких примеров главный инженер МК-74 Дмитрий Петров, сын руководителя проекта «Бамстроймеханизации» Леонида Петрова. Строить дороги юный Дима начал в Якутии. Сначала это были игрушечные дорожки в песочнице, а чуть позже серьёзные дороги в тайге. По-другому у детей строителей, наверное, не могло быть. Каждый мальчишка мечтал сесть в кабину экскаватора, прокатиться в вахтовом автобусе или вместе с папой поднять кузов самосвала.

– Отец часто меня брал на участок. Я наблюдал за работой техники с большим интересом, а потом сам сел за руль, в 14 лет уже мог управлять вахтовкой «КамАЗ», – рассказывает Дмитрий Петров. – Когда мы ездили с отцом на поезде, он мне постоянно показывал участки, которые построила их мехколонна, рассказывал интересные случаи из жизни строителей. Конечно, это всё отложило отпечаток на выборе моей будущей профессии.

В Тынде живут дети, внуки и правнуки строителей БАМа. Они наблюдают за развитием Восточного полигона. В 2015 году на станции развернулись масштабные работы по модернизации инфраструктуры. В 1998 году горку средней мощности законсервировали в связи со спадом объёмов перевозок. Спустя 15 лет ситуация кардинально поменялась, и станции понадобились мощности для переработки возрастающего с каждым годом грузопотока. Как и 40 лет назад, так и сейчас строительством новых парков станции Тында занимается «Бамстроймеханизация». На участке механизаторы уложили дополнительные пути в парке приёма поездов, которые позволят формировать длинносоставные поезда, завершается строительство горки средней мощности с автоматизированной системой управления расформированием составов, кардинально изменился сортировочный парк. Летом состоится сдача объекта, это будет отличный подарок всем работникам внеклассной станции Тында на 45-летие БАМа.

В этом году Группа компаний 1520 в лице «Бамстроймеханизации» планирует сдать в эксплуатацию на Восточном полигоне более 40 объектов. При этом в год 45-летия БАМа основное количество сдаваемых объектов придётся именно на Байкало-Амурскую магистраль. Это новые разъезды, станции, вторые пути и двухпутные вставки. Также будут открыты после реконструкции станции на линии Волочаевка – Комсомольск – Советская Гавань, объекты локомотивного хозяйства в Комсомольске, Новом Ургале, Хабаровске.

В частности, на БАМе в прошлом году были сданы в эксплуатацию два именных разъезда Побожий и Федосеев на линии Бамовская – Тында и два именных разъезда Заячий и Глухариный на участке Хани – Тында. Данные разъезды позволили увеличить пропускную способность однопутных участков в условиях роста объёмов перевозок по БАМу. Разъезды построены с учётом приёма длинносоставных поездов и оборудованы микропроцессорной системой управления. Также на перегоне Кутыкан – Кувыкта линии Хани – Тында открыт для движения мост по второму пути через реку Кованта протяжённостью почти полкилометра.

После реконструкции открыты два моста на 3104-м км участка Тында – Новый Ургал и 91-м км участка Бамовская – Тында. На линии Волочаевка – Комсомольск сданы в эксплуатацию пять железнодорожных объектов: переключено движение на новом разъезде Утиный, а на четырёх станциях и разъездах удлинены приёмо-отправочные пути. Здесь отмечается наибольший рост объёмов грузооборота, связанный с перевозками угля в порты Ванинского узла. Новые объекты на этом участке позволяют увеличить грузопоток в адрес тихоокеанских портов.

– Компания «Бамстроймеханизация» продолжает реализацию комплексной программы модернизации Восточного полигона железных дорог России: БАМа и Транссиба. В настоящий момент компания строит и реконструирует 125 объектов. Это разъезды, станции, мосты, вторые пути, двухпутные вставки, локомотивные депо и другие объекты железнодорожной инфраструктуры. В 2019 году «Бамстроймеханизация» разворачивает работы более чем на 30 новых объектах Восточного полигона, включая строительство двух тоннелей на БАМе и Транссибе, трёх участков вторых путей, а также реконструкцию пяти мостов и 21 участка земляного полотна, – говорит генеральный директор УК «Бамстроймеханизация» Александр Чернояров.

– Сегодня возможности станции позволяют перерабатывать порядка 900 вагонов в сутки. После реконструкции станции её перерабатывающая способность увеличится в 2,5 раза, – говорит заместитель начальника станции Тында Артемий Суханов. – На автоматизированной горке средней мощности скорость скатывания вагонов будет регулироваться вагонными замедлителями, поэтому в штате станции появятся новые должности операторов тормозных позиций.

Одновременно с реконструкцией крупнейшего узла БАМа идёт строительство двухпутной вставки на перегоне Курьян – Тында. Второй путь на пути к сортировочной станции позволит увеличить пропускную способность линии Хани – Тында.

Все эти годы железная дорога и город – одно целое. Как работают РЖД, так живёт и Тында. Пульс БАМа чувствуют все тындинцы.

– Компания «РЖД» является градообразующей для Тынды. Каждый третий житель города трудится на предприятиях, связанных с железной дорогой. Поэтому от ритма работы железной дороги как и 40 лет назад, так и сейчас зависит жизнь всего города. Львиная доля доходов в местный бюджет поступает от железнодорожников. Развитие Байкало-Амурской магистрали напрямую отражается на Тынде. Инвестиции в БАМ – это рабочие места для наших жителей и налоговые поступления. Мы очень рады, что в модернизации Восточного полигона задействован потенциал крупнейшей строительной компании на Дальнем Востоке – «Бамстроймеханизации», которая зарегистрирована в нашем городе, – подчёркивает мэр Тынды Марина Михайлова. – У нас сложились отличные партнёрские отношения с железнодорожниками и строителями. Мы всегда находим точки соприкосновения в решении городских проблем. В год 45-летия с начала строительства БАМа в тандеме нам удастся сделать любимый город ещё ярче и привлекательнее.

Депо лучших машинистов

В городе самое большое предприятие – это эксплуатационное локомотивное депо Тында. Его штат – 1700 человек. Машинист тепловоза – самая популярная и высокооплачиваемая профессия в столице БАМа. На работу принимают лучших из лучших на конкурсной основе.

– Ежегодно наш центр выпускает около 100 машинистов тепловозов и 100 помощников машинистов. С возрастающим объёмом перевозок по Северному широтному ходу необходимость в локомотивных бригадах будет только расти, – подчёркивает начальник Тындинского подразделения Дальневосточного учебного центра профессиональных квалификаций Валерий Сухотский.

Там же, в Тынде, работает и крупнейшее на магистрали сервисное локомотивное депо Тында-Северная, входящее в состав Группы компаний «ЛокоТех». Чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания и ремонта локомотивов, здесь ведётся постоянное техническое и технологическое обновление производства. Более 40 единиц нового оборудования поступило в депо по инвестиционным проектам ООО «ЛокоТех» в 2017 году. А в прошлом году был установлен колёсотокарный станок ТК950ФЗ, предназначенный для обточки колёсных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

– Современная система управления обеспечивает обточку разных профилей колёс без переналадки оборудования, как это приходилось делать раньше. Устанавливается колёсная пара, станок определяет её геометрические параметры и обтачивает в соответствии с заложенным программным обеспечением. ТК950ФЗ почти вдвое сократил время производства работ, – рассказывает Алексей Фризен, заместитель генерального директора по Восточному полигону ООО «ЛокоТех». – На станке размещена система видеонаблюдения. Все действия механизмов и оператора записываются в файл, который через сотовую связь передаётся заводу-изготовителю.

Екатерина и Денис Истомины – второе поколение строителей БАМа. Молодые специалисты познакомились на стройке. Екатерина работает инженером в отделе ПТО «Бамстроймеханизация», а Денис – главным маркшейдером компании. Вместе супруги строят БАМ-2. В 1974 году родители Екатерины приехали на комсомольскую стройку за романтикой, которая и сегодня витает в таёжном краю. Дедушка и бабушка Дениса тоже строили железную дорогу и Тынду.

– Мой отец Алексей Федорович Истомин работает в «Бамстроймеханизации». Сначала он был машинистом бульдозера, потом его перевели на базу отдела материально-технического снабжения. После окончания школы строительная компания дала мне целевое направление в институт в Хабаровске. По условиям договора я вернулся в 2012 году с дипломом и стал работать геодезистом. За семь лет я получил колоссальный опыт, работал на автодороге «Лена» в Якутии, сейчас мои участки – это строительство разъездов и двухпутных вставок на линии Хани – Тында, – рассказывает Денис Истомин. – БАМ, несмотря на сильнейшие морозы зимой и невыносимую жару летом, комары, непролазную тайгу, затягивает. Здесь какая-то особенная атмосфера.

Перспективы Тынды связаны и с развитием месторождений в зоне Байкало-Амурской магистрали, Южной Якутии. Они дают рабочие места и увеличение грузоперевозок. В ближайшее время ожидается и рост пассажирских перевозок. Летом пойдут поезда с Нижнего Бестяха – станции, расположенной рядом с Якутском, на другом берегу Лены.

Сегодня Тында готовится к юбилею Байкало-Амурской магистрали. Для города это не только большой праздник, на который приезжают тысячи гостей со всего бывшего Советского Союза, но и возможность показать свой потенциал, заявить о себе как о столице легендарной железной дороги. Перспективы город связывает и с разработкой национальной программы по развитию Дальнего Востока. Ведь только общими усилиями, за счёт государственной поддержки, частных инвестиций можно решить глобальную проблему оттока населения из зоны БАМа. А Байкало-Амурская магистраль как 45 лет назад, так и сейчас – это прежде всего люди, преданные суровому краю, который сделал их сильнее, подарил детей и внуков и заставил по-другому смотреть на жизнь.

19 марта 2019, вторник